Авторизация

Закрыть

Восстановление пароля

Закрыть

Вячеслав Гайзер

Вячеслав Гайзер

В воскресенье работавший до позднего вечера Басманный суд Москвы санкционировал аресты полутора десятков фигурантов уголовного дела об организованном преступном сообществе (ОПС) и махинациях с госимуществом в Коми, главным обвиняемым по которому проходит глава региона Вячеслав Гайзер. По версии следствия, в республике на протяжении нескольких лет бюджетные средства инвестировались в перспективные предприятия, прежде всего агропрома и энергетики, которые затем продавались аффилированным с чиновниками фирмам. После этого, по данным силовиков, средства предприятий выводились в офшорные фирмы под видом выплаченных дивидендов.

Вячеслав Гайзер и большинство его подельников были задержаны в минувшую субботу. Самого губернатора взяли в Москве, в аэропорту Домодедово, откуда он собирался улететь на отдых за границу. Спикер Госсовета Коми Игорь Ковзель был задержан в Санкт-Петербурге, большинство остальных подозреваемых — в Коми.

[ИА "РБК", 20.09.2015, "Источники рассказали о незаконных сделках по "делу Гайзера": Другого фигуранта дела, зампреда правительства Коми Константина Ромаданова задержали во время рыбалки — в суд его привезли в камуфляжной одежде. — Врезка К.ру]

На протяжении выходных сотрудники СКР и ФСБ, осуществляющей оперативное сопровождение дела, проводили обыски по месту жительства и работы фигурантов, в том числе и в правительстве республики. Всего, как сообщили в СКР, было проведено более 80 обысков в Коми, Санкт-Петербурге и Москве, было изъято «более 50 печатей и штампов юридических лиц, задействованных в реализации офшорных схем, финансовые документы по легализации похищенных активов на общую сумму более 1 млрд руб.». Среди документов оказались налоговые сертификаты на кипрскую компанию Greettonbay Trading Ltd и Afina Management Ltd., зарегистрированную на Сейшельских островах. Оперативники также нашли документы по переговорам о покупке самолетов Bombardier и Hawker. В следственном ведомстве отдельно отметили, что сыщики изъяли еще более 60 кг ювелирных изделий и 150 часов стоимостью от $30 тыс. до $1 млн, причем часы стоимостью $1 млн якобы принадлежали Вячеславу Гайзеру.

Все эти мероприятия проводились в рамках уголовного дела, возбужденного управлением по особо важным делам СКР в отношении 19 человек по ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества и участие в нем») и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).

О том, какое значение правоохранители придают этому расследованию, говорит хотя бы тот факт, что Следственный комитет уже в воскресенье обратился в Басманный суд Москвы с ходатайствами об арестах 15 фигурантов дела и домашнем аресте еще одного, хотя УПК РФ позволял сделать это и днем позже. Подследственных к этому времени уже успели этапировать из Коми. Еще до суда официальное обвинение было предъявлено Вячеславу Гайзеру и его заместителю Алексею Чернову. Их, а также директора Сыктывкарского лесопильно-деревоперерабатывающего комбината Валерия Веселова и бывшего зампреда правления ГК «Ренова» Александра Зарубина следствие считает руководителями ОПС. Отметим, что последний, по некоторым данным, сейчас находится за границей, поэтому в отношении него процессуальных действий пока не предпринималось. Как пояснил вчера “Ъ” представитель ГК «Ренова» Андрей Шторх, Александр Зарубин с 2009 года не имеет отношения к группе. С 2003 по 2005 год Александр Зарубин был гендиректором ЗАО «Ренова», после реструктуризации этой компании в ГК «Ренова» он возглавлял АНО «Институт корпоративного развития», занимая при этом должность зампреда правления ГК «Ренова» и будучи ее миноритарным акционером.

Однако, по словам Андрея Шторха, к 2009 году Александр Зарубин вышел из состава акционеров ГК и перестал занимать какие-либо должности в структуре группы.

Кроме них в ОПС, по данным следствия, входят спикер республиканского Госсовета Игорь Ковзель, зампред правительства Константин Ромаданов, экс-сенатор от Коми Евгений Самойлов, руководитель управления информации администрации региона Павел Марущак, глава Фонда поддержки инвестиционных проектов Республики Коми Игорь Кудинов, а также бизнесмены и юристы, которых СКР назвал «финансистами-технологами»,— Василий Моляров, Дмитрий Москвин, Антон Фаерштейн, Наталья Моторина, Михаил Хрузин, Юрий Бондаренко а также некие Гольдман и Либензон.

Пока СКР не конкретизирует сути инкриминируемых членам предполагаемого ОПС деяний. Официальный представитель ведомства Владимир Маркин ограничился сообщением, что ОПС было создано в 2006 году с целью мошеннического хищения госимущества в республике. Вячеславу Гайзеру, по его словам, вменяются в вину организация ОПС и два эпизода мошенничества. Не вдаются в подробности и адвокаты, с которых сразу же взяли подписку о неразглашении материалов следствия. В частности, защитник губернатора Олег Лисаев отметил, что в обвинении его клиенту говорится о двух сделках. «Указаны сделки между юрлицами,— пояснил адвокат.— Он как глава республики не имеет к ним отношения в силу должностного положения». Защитник добавил, что эти сделки проверялись различными контролирующими органами, в том числе Счетной палатой, при этом нарушений найдено не было.

Между тем, по данным источников “Ъ”, предполагаемые преступные эпизоды так или иначе связаны с Фондом поддержки инвестиционных проектов Республики Коми, с 2010 года возглавляемом Игорем Кудиновым. Как считают правоохранители, именно этот фонд, учредителем которого в 2007 году стало региональное агентство по управлению имуществом, управлял компаниями и предприятиями, принадлежащими республике. Через него же в эти структуры инвестировались средства на развитие, в том числе и на техническое перевооружение. Через некоторое время фонд совместно с кипрской Nevest Imvestement Ltd. учредил управляющую компанию «Агрохолдинг», которой был передан ряд предприятий, в частности Зеленецкая птицефабрика, Сыктывкарский молочный завод и «Сыктывкархлеб». Вскоре УК совместно с другой офшорной фирмой Greettonbay Trading Ltd создала дочернюю «Метлизинг» во главе с фигурантом дела Антоном Фаерштейном. После этого «Агрохолдинг» вышел из состава учредителей «Метлизинга», и единственным владельцем агроактивов осталась кипрская компания. При этом только на реконструкцию Зеленецкой птицефабрики из бюджета было выделено, по предварительным оценкам правоохранителей, более 2 млрд руб. По такой же схеме из госсобственности, по мнению правоохранительных органов, были выведены и некоторые компании других отраслей. При этом средства фирм под видом дивидендов также выводились в офшоры, подконтрольные, по данным следствия, самому Вячеславу Гайзеру, а также Александру Зарубину.

[Известия.ру, 20.09.2015, "Губернатору Коми предъявили обвинение с пожизненным сроком": Оперативная разработка Вячеслава Гайзера началась еще в 2011 году, а поводом для нее стал невозврат Сбербанку кредита в более чем 500 млн рублей от ОАО «Лесопромышленная компания Сыктывкарский ЛДК». Летом 2011 года Сыктывкарский филиал «Сбербанка России» попросил генпрокурора Юрия Чайку провести срочную проверку финансового положения предприятия-должника. По мнению банка, руководство предприятия не собиралось возвращать кредиты и занималось аферами.

Оперативники вскрыли в Коми незаконные схемы по отчуждению долей в региональных госпредприятиях, схемы незаконных приватизаций и преднамеренных банкротств. В уголовном деле упоминаются сыктывкарские ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК», ООО "Сыктывкарский Фанерный Завод", несколько предприятий ЖКХ, завод железобетонных изделий, а также сельхозпредприятия и молокозаводы.

Силовики регулярно получали сигналы из Коми. Весной 2013 года в республику прибыли ревизоры Федеральной службы по тарифам, которые проверяли местное подразделение ведомства. Поводом для этого стали многочисленные жалобы населения Коми на резко возросшие тарифы на ЖКХ. Люди писали письма президенту Владимиру Путину и выходили на акции протеста. С 2004 по 2009 год Службу по тарифам Коми возглавлял Константин Ромаданов. Во время проверки выяснилось, что активы некоторых крупных энергетических компаний в республике перешли в собственность кипрских офшоров. А Ромаданов по итогам 2011 года, согласно его декларации, заработал почти 340 млн рублей, став одним из самых богатых чиновников России по версии журнала Forbes.

В скандалах также упоминался Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми, который скупал гостиницы и крупные сельхозпредприятия. — Врезка К.ру]

Первыми вчера Басманным судом были арестованы Гайзер и Ромаданов, затем ходатайства рассматривались одно за другим до позднего вечера. Обосновывая необходимость помещения в СИЗО Вячеслава Гайзера и других высокопоставленных чиновников, представители СКР говорили о том, что фигуранты дела не только имеют обширные связи во властных и правоохранительных структурах, но и располагают большими финансовыми ресурсами, а следовательно, имеют возможности самыми разными способами оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства по делу или иным образом помешать расследованию. Подследственные, в свою очередь, приводили доводы в пользу того, что для них достаточно и меры пресечения, не связанной с содержанием в следственном изоляторе (поскольку оперативные мероприятия по делу проводят чекисты, то большинство фигурантов будет находиться в «Лефортово»). В частности, Вячеслав Гайзер и его адвокат Олег Лисаев указывали, что чиновник страдает большим количеством недугов — от панкреатита до конъюнктивита — и в условиях СИЗО не может рассчитывать на необходимую медицинскую помощь. Они предложили поместить главу региона под домашний арест в квартире его жены в Строгино. Политик также указывал, что, хотя вины и не признает, не отказывается давать показания по делу. Но все эти доводы суд не убедили.

В свою очередь, экс-сенатор от Коми, ныне советник гендиректора петербургской компании ООО «Пик» Евгений Самойлов, уже давший признательные показания по делу, в том числе и против других фигурантов, утверждал, что «мог бы сотрудничать со следствием более эффективно в условиях домашнего ареста». Его адвокат Максим Шепелев добавил, что «мера пресечения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде подошла бы больше». «Мой подзащитный несудим, женат, имеет малолетнюю дочь и постоянное место работы»,— привел он свою аргументы. Но и в этом случае суд согласился с доводами следователя, настаивавшего на аресте.

В итоге все ходатайства СКР об арестах были удовлетворены — так же, как и просьба поместить под домашний арест еще одного фигуранта, предпринимателя Юрия Бондаренко, который, видимо, с самого начала решил сотрудничать со следствием.

***
По "коррупционным делишкам Гайзера" внезапно "нашлась доказуха"
"Утратил чутье и чувство меры"

[...] Всего в рамках уголовного дела в отношении Гайзера задержаны 19 человек.

«Еще пара сотен человек в республике с ужасом гадает, не он ли следующий, — говорит информированный собеседник в Сыктывкаре. — На выходные наши боссы часто улетают в столицы и на моря, неудивительно, что практически всех их брали в других регионах, а не дома. А тут и повод у них был погулять — выборы успешно провели, так чего ж дома оставаться?»

13 сентября в Коми прошли выборы в региональное заксобрание. Гайзер возглавлял список «Единой России», которая получила по итогам кампании 58% голосов.

48-летний Вячеслав Гайзер — член высшего совета партии «Единая Россия». С 2003 года был министром финансов региона, в 2010-м стал главой республики. Буквально в прошлом году Гайзер успешно переизбрался на губернаторский пост, набрав 78,97% голосов.

В июне близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил новый выпуск эффективности губернаторов. В нем Гайзер вошел в пятерку самых эффективных глав регионов, поднявшись в рейтинге сразу на две позиции.

Источник, близкий к Кремлю, напротив, характеризует Гайзера как «тихого середнячка, не замеченного ни в провалах, которые бы обсуждались публично, ни в особых успехах»: «Он старался не высовываться. По степени эффективности я бы поставил его на тридцатые места в рейтинге губернаторов». Источник отмечает, что, судя по тому, какой депрессивный вид имеет столица региона, город Сыктывкар, «сложно сказать, что Гайзер эффективно использовал финансовые ресурсы, имеющиеся в бюджете республики»: «А ресурсы там были неплохие».

Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов уже публично сообщил, что согласно уставу партии членство в партии автоматически приостанавливается в случае возбуждения уголовного дела, а глава ФоРГО Константин Костин выступил с заявлением о том, что никакие рейтинги не остановят власть в деле борьбы с коррупцией.

«На самом деле борьба с коррупцией у нас серьезная идет: осужден мэр Воркуты, мэр Печоры сидит, мэр Ухты, мэр Сыктывкара ждет приговора, а сколько мэров районов посадили — так что это все не с бухты-барахты, — говорит информированный собеседник в правоохранительных органах Республики Коми. — Хорошая банда тем и отличается, что в ней все четко организовано и принимаются соответствующие меры предосторожности. У нас знаменитая воркутинская банда была, про нее все 20 лет знали, но подобраться к ним не могли, не за что было ухватить. Как только появились доказательства, тут же пошли аресты. Вот и здесь с губернатором то же самое — да, знали, да, говорили и писали, но доказухи не было. А теперь она есть, поэтому и принимаем меры».

У внутриполитического блока Кремля не было информации о коррупционных делишках Гайзера, в свою очередь, утверждает источник, знакомый с ситуацией: «На него поступали жалобы от чиновников, отстраненных от должностей, которые говорили, что Гайзер — неэффективный руководитель, случайный человек на губернаторском посту. Но в этих жалобах не приводилось никаких фактов. А уж про то, в чем его обвиняют сейчас, вообще не было ни слова. Иначе эти материалы немедленно были бы переданы правоохранительным органам», — уверяет собеседник «Газеты.Ru».

По словам политолога Николая Миронова, в Коми все это время существовали две основные группы элит. Первая была консолидирована вокруг Гайзера. Среди влиятельных лиц, входивших в эту группу, можно отметить замгубернатора Чернова и бизнесмена Зарубина, которые сейчас арестованы. Эта группа консолидировала все местные элиты, а в финансовом поле ее интересы были расположены в сфере энергетической и добывающей промышленности.

На федеральном уровне группа плотно контактировала с главой группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом, поскольку задержанный предприниматель Александр Зарубин в свое время был одним из топ-менеджеров компании. [...]

На региональном уровне, продолжает Миронов, группе Гайзера были подконтрольны отделения партии «Единая Россия», региональная власть и власть города Сыктывкара, также группу связывали хорошие отношения с региональными силовиками.

Вторая группа объединяет многочисленные разрозненные республиканские элиты. Общим для нее является то, что она отражает интересы крупного бизнеса, заинтересованного в продвижении собственных политических позиций.

Миронов говорит, что добро на подобные масштабные акции силовиков дает президент как арбитр в элитных конфликтах.

«Теперь баланс элитных раскладов в регионе изменится, произойдет перераспределение влияния и ресурсов. Однако есть основания считать, что история эта не региональная, а, скорее, федеральная.

Она отражает борьбу федеральных кланов и может быть продолжением других историй, происходивших вокруг фигуры Вексельберга, например сколковского дела. Отсюда и срочное задержание в Москве, чтобы допросы велись не местными, а московским правоохранителями. Это и внезапность ареста и обысков, что позволит собрать больше нужной информации — и не только на Гайзера и его людей», — рассуждает Миронов.

По его словам, в то же время это дело, конечно, будет использовано для создания пропагандистского эффекта — показать, что власть борется с коррупцией. «Подобные «сообщества» есть и в других регионах, но если клановая ситуация стабильна и есть поддержка, то на поверхность это не выходит», — утверждает политолог.

«Обойма обоймой, а адекватность адекватностью. Забронзовел. Утратил чутье и чувство меры, — характеризует Гайзера политолог Константин Калачев. — Не спасают от внимания Следственного комитета высокие места в губернаторских рейтингах. Неприкосновенных нет». По словам Калачева, еще после ареста губернатора Сахалина Александра Хорошавина было ясно, что борьба с коррупцией затронет и других.

Параллели с делом Хорошавина действительно напрашиваются. Как и после ареста главы Сахалина, в случае с Гайзером следователи быстро опубликовали видео изъятия сейфа с деньгами и коллекцией дорогих часов в рабочем кабинете главы республики. При этом сообщив, что «стоимость только одной пары часов составляет порядка миллиона долларов». [...]

Любопытна и другая деталь. Задержанный по делу Гайзера бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов занимал разные руководящие должности в оборонном холдинге «Ленинец», принадлежащем семье губернатора Псковской области Андрея Турчака. Управляющего питерским заводом «Ленинец» Александра Горбунова связывают с делом о нападении на журналиста Олега Кашина.

Журналист из Коми Сергей Сорокин много писал о деятельности команды Гайзера и Зарубина в местных СМИ. По его словам, о существовании преступной группировки в Коми, тесно связанной с региональными элитами, было известно на протяжении последних 15 лет, однако атака на нее со стороны федералов стала для всех неожиданностью.

«В республике действовала грандиозная преступная группировка «Ифы-Козлова» наподобие «кущевских» на Кубани. Они полностью контролировали торговлю и крупные предприятия Воркуты, занимались заказными убийствами по всей стране, совершали убийства. Ранее было арестовано несколько десятков людей по этому делу, — утверждает Сорокин в беседе с «Газетой.Ru». — По моим данным, о существовании банды было известно руководству республики».

Сорокин говорит, что прямых доказательств о связи бандитов с руководством республики нет, но они якобы могли быть связаны с региональной верхушкой по «выборным делам». По утверждению Сорокина, проблем расследованию на региональном уровне добавляло то, что руководители местных силовых структур были тесно связаны с республиканскими властями.

«Зарубин был какое-то время в Коми главным советником бывшего губернатора Торлопова. Он много сделал для его прихода к власти, также, как и для прихода к власти Гайзера. Гайзер и его зам Чернов, — это люди Зарубина, он их привел, и это точно можно сказать», — говорит Сорокин. [...]

[Лента.ру, 19.09.2015, "Криминальный Гайзер": Бизнесмен Александр Зарубин, некогда руководивший «Комисоцбанком» — оттуда, к слову, в свое время перешел в республиканский Минфин сам Гайзер, — был […] у предыдущего главы республики советником. Зарубин уже был героем федеральной повестки в качестве мужа певицы Лолиты Милявской (свидетелем на свадьбе у него был вице-губернатор Чернов), с которой он прожил пять лет.

В связке с ним находится и Валерий Веселов — крупный по республиканским меркам бизнесмен, которого региональные СМИ называют одним из лидеров ОПГ «Айвенго», ссылаясь на данные оперативных разработок девяностых и нулевых. Миллиардный кредит, выданный местным Сбербанком Зарубину под поручительство Вячеслава Гайзера и не вернувшийся в срок, вполне возможно, станет одним из эпизодов большого дела. Равно как и банкротство лесодобытчиков из Сыктывкарского ЛДК, куда накануне начала процедуры пришло более ста миллионов рублей из Фонда поддержки инвестпроектов Республики Коми, а по факту — из региональной казны. — Врезка К.ру]

Оригинал этого материала

Опубликовано — 21 сентября 2015Распечатать

Комментарии:

Написать комментарий
Пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий: Гость