Авторизация

Закрыть

Восстановление пароля

Закрыть

2 июля в 10-м Арбитражном суде Москвы на 9-м по счету судебном заседании в этой инстанции наконец апелляция вынесла свое решение по затянувшему делу о 20-ти га между КСХП «Химки» (бывшим колхозом «Путь к Коммунизму») и всемирно известным шведским концерном IKEA. В пользу шведов. Но именно такое решение обе стороны, как оказалось, ожидали.

Получив задание редакции по делу, имевшему в информационном пространстве уже длительную историю, но вызвавшее наибольший интерес на поиск истины из-за заявлений в некоторых сетевых изданиях о рейдерском захвате земли у шведов, я лично посетил последние заседания в апелляции.

За неделю до вынесения решения, заседание началось в присутствии многочисленных моих пишущих коллег из других СМИ и даже представителей телеканалов, о присутствии которых заявили адвокаты ИКЕА. О видеосъемке собственной камерой заявили и адвокаты КСХП «Химки». Правда, суд запретил фото-видео съемку, сославшись на то, что ведет запись самостоятельно.

Долго ожидавшееся заседание началось с беспрецедентного шага адвокатов обеих сторон. Как выяснилось, КСХП — истец по этому делу накануне заявил об отводе всего состава судей по причине оказания на него внепроцессуального давления со стороны представителей их оппонентов.

Адвокат Весельницкая, представлявшая интересы истца, начала с того, что шведский концерн злоупотребляет, освещая на протяжении всего времени это дело в СМИ как рейдерский захват у них земли, «искажая и утаивая действительные события, ход процесса, представляя несуществующие выводы по делу прессе. Посмотрите в зал, — обращалась Весельницкая к судье, — сколько здесь представителей СМИ. И хотя мы к их присутствию не имеем никакого отношения, но я надеюсь, что после того, как не кулуарно с чьих-то слов, а открыто сидя в открытом процессе пресса осветит это дело, информационное пространство хотя бы как-то начнет очищаться от всей той грязи, которой наполнили ее до этого. К сегодняшнему дню помощники ИКЕА уже перешли черту этики, перейдя не только на обвинения судей, но и адвокатов противоположной стороны. Но этого им мало, с особой тщательностью адвокаты ответчика представили в прошлый раз увесистый сшив своих обращений на имя различных органов власти, судебного сообщества, жалуясь всем на действия судей, в производстве которых с сентября прошлого года находится это дело здесь, смыслом которых является некая аргументация о незаконных действий судей этого суда, потворствующих захвату бизнеса у иностранца. Суд же, имея все доказательства дела, получив даже судебную экспертизу, подтверждающую главный довод нашей позиции — мы пошли в суд за своей, а не за чужой землей, не принимает решение уже несколько месяцев, каждый раз откладывая или делая перерывы. Все это как видится привело к нерешительности суда второй инстанции принять наконец уже хоть какое-нибудь, не говоря о законном и обоснованном, решении!»

Лишенное внешних проявлений каких-то эмоций лицо председателя состава, который рассматривал это заявление, резко изменилось сразу же после первых слов адвокатов ИКЕА.

«Этот тот редкий случай, — начал свое выступление адвокат Goltsblat BLP — российского офиса английской юридической фирмы, — когда мы полностью согласны с нашим процессуальным оппонентом. Мы также считаем, что суд не является беспристрастным. Мы сегодня уже 20 обращений в качестве жалоб на действия судей. И прессу привлекали для освещения дела. Естественно, что это не может не отразиться на личном восприятии судей дела. Только мы считаем, что суд затягивает дело поскольку представляет постоянно время для дополнительного сбора доказательств нашим процессуальным оппонентам».

Лицо судьи покрылось красными пятнами, очевидно, она таких адвокатских заходов за долгую практику не встречала, но дама в мантии смогла сохранить марку и величаво удалилась на обсуждение этого самого, пожалуй, необычного ходатайства об отводе судьи. Впрочем, адвокатам отказали.

«Я ожидала, что мне сейчас предстоит убеждать оппонентов, что втаптывание в грязь судей перед общественностью и органами власти — это по сути дела шантаж. Причем накануне у меня появились данные о том, что помощь в этом шантаже на публичной лжи, за которую к стати, сидят люди в колониях строго режима, оказывает ИКЕА небезызвестный международный авантюрист Браудер, который по принципу «враг моего врага — мой друг» уже давно оказывает ИКЕА поддержку в полит-пиаре и еще черт его знает в каких подковерных играх и манипуляциях. Однако это помогает ИКЕА использовать политическую ситуацию в стране, убеждая кого-только могут в захвате чуть ли не самого последнего иностранного бизнеса в России. Это не просто неэтично, но и пошло. Особенно учитывая обстоятельства дела. (адвокат имеет в виду беспрецедентную кампанию, развернутую в прессе и по вертикале государственно-судебной власти IKEA по давлению на суд — Ред.), — делилась с «Совершенно Секретно» защитница КСХП «Химки» Наталия Весельницкая. — И вдруг — такое! После града скабрезных обвинений судей, — они констатируют, что создали ситуацию, при которой вообще вся инстанция этого суда не может быть объективна. Может, такова практика у них на Западе?»

Защитники же шведского гиганта на суде объяснили, почему направили в различные инстанции более 20-ти обращений и жалоб, а также развели шумиху в СМИ. «Мы плохо понимаем предмет доказывания! — говорил адвокат шведов. — Поэтому обратились везде за публичным контролем, а также в СМИ».

Сам по себе этот суд длится уже более трех лет и можно было бы точно сказать, что сама ситуация даже не возникла бы, не будь у руля районов Мособласти жадные и бесприницпные чиновники в 90-х и начале 2000-х годов. Осенью прошлого года СКР возбудил уголовное дело, чтобы разобраться и найти виновных. Однако, прошло слишком много времени и в арбитражном суде стороны решают, кто кому должен и должен ли вообще кто-то кому-нибудь.

В середине 2000-х тысячных годов долгие годы стоявший пустым кусок земли в нескольких километрах от МКАД по Ленинградке (23-й км — Ред.) вдруг начался активно застраиваться административными зданиями. Так, буквально за пару лет на этом участке, который добрый десяток лет заростал полыньей, вдруг появились два явно административно-офисных здания, ничуть не похожих на одинаковые во всем мире «коробки» IKEA. По подсчетам адвокатов, на 20 га за это время выросло 17 объектов инфраструктуры, 15 из которых — это инженерные коммуникации, умышленно разбросанные по всему участку и невидимые для глаза, но это позволило ИКЕА выкупить все 20 га по льготной ставке у местной администрации.

Интересно и тот факт, что на суде выяснилось, что документы, датированные 1993 годом по предоставлению ИКЕА земли и изъятию ее у колхоза, «вдруг» неожиданно появились только уже после начала строительства в середине 2000-х тысячных годов. При этом одним бывшим главой — подписаны арендные отноления, а другим бывшим главой — разрешение на строительство и выкуп по льготной ставке. При этом и один другой — личности весьма известные в самых громких скандалах в бытность громовского правления Подмосковьем.

У колхоза «Путь к Комунизму», к которому было еще в советское время присоединен колхоз «Путь Сталина» (который и стал теперь КСХП «Химки»), сначала было 6 000 га земли, потом к концу 80-тых — чуть более 3 000 га, ну а за время «перестройки» за пару лет резко сократилось до 1,5 га. К 2010 му году нынешнему преемнику бывших колхозов наконец удалось установить своем правопереемство, в том числе на ранее закреплённые в его собственности земли. Пока была полная неразбериха в вопросах землеустройства, местная администрация и раздавала, как горячие пирожки колхозные земли, которые потом приходилось возвращать обратно. Адвокаты КСХП насчитали 16 арбитражных производств по таким возвратам, последним — дело о возврате у ИКЕА. Только в 2012 году в ходе продолжавшейся инвентаризации обнаружилось, что участок земли в 20 га уже поставлен на кадастровый учет за «ИКЕА ХАНИМ Лтд» на основании договора купли-продажи с местной администрацией, заключенным в 2011 году. И не только он уже имел своего титульного собственника, но на нем были построены два строения, далеко не занимавшие всю площадь, зато позволившие шведам выкупить их по льготной ставке.

Однако, суд с «Икеей» — это вам не разборки с ООО «Я и зять». По иницированному КСХП делу, состоялось два круга рассмотрения, которые в итоге кончились в декабре 2013 года ничем. То есть, в иске было отказано по процессуальным (а не материальным) основаниям — кассация сочла, что поскольку у КСХП право на землю первичное, он может обратиться с другим способом судебной защиты — иском об истребовании земли. Так и поступило КСХП. И вот тут-то и началась пиар-кампания со стороны ответчика — того самого иностранного лица, который начал громогласно заявлять, что дескать, суд признал за ним права собственности. Вдобавок, IKEA потребовала от колхоза судебные издержки в размере почти 14 млн. рублей за участие в этом деле (по сути проигранным ей «в чистую» — Ред.) шестерых адвокатов, их переездов, встреч и разговоров и даже написания тех самых статей «для привлечения внимания общественности».

Потом, правда, суды «аппетиты» шведов срезали в два раза, посчитав, что написание статей и встречи с депутатами — не могут быть отнесены к судебным расходам. А само дело преобразовалось в новое дело по сносу тех самых строений.

Новое «первое» рассмотрение решило, что эти 20 Га — не колхозные, но даже если «колхозные», то истец пропустил срок исковой давности. Адвокаты потребовали провели экспертизу, суд ее назначил и получил квалифицированное заключение с чертежами, со ссылками на сельхоз планшеты советского времени, что только один участок, имеющий параметры, что отражены в документах ИКЕА, совпадает с параметрами земли, входившей в ранее закрепленные в собственности колхоза земли на 23-м км Ленинградки!

Но вот в апелляции, которая получила эту экспертизу, дело почему-то зависло на долгие месяцы. При этом действительно только за последний месяц вышло более пяти разных (и явно заказных — Ред.) публикаций на эту тему, полностью искажающих как характер отношений, так и суть самого дела, о которых путем личного присутствия в заседании можно было услышать.

И что удивительно, ИКЕА признает, что руководству Верховного Суда РФ, аппарату Президента пишет петиции о том, как в России «преследуют честных иностранных бизнесменов». Что характерно, шведы пишут, что эти 20 Га нужны им для «основной деятельности». Однако, все знают, что за основная деятельность у концерна: производить и продавать удобную и дешевую мебель и предметы обихода. Вот только оба здания, стоящие на спорном участке, по заявлениям в суде самих же представителей ИКЕА — сдаются ими в аренду, что никак не относится к их всемирно известному брэнду, под которым раздаются эти заявления.

По сути спорным является один вопрос: о сроке исковой давности. С одной стороны, некие чиновники подписали забрать эту землю у колхоза в 1993-м (пока не доказано обратное, что даты поставлены задними числами, конечно) а, значит, срок как бы вышел. С другой — правоустанавливающие документы IKEA на участок стали известны колхозу лишь в 2012-м годом, а это уже — совсем далеко до краев десятилетнего срока.

В итоге, в режиме тягостной усталости, почти уже потухших эмоций суд резко 2 июля закончил наконец рассматривать это дело. И вынес решение — отказать КСХП в их жалобе. Чем будет мотивировать суд свое решение — пока неясно. Но ощущение какой-то тягостной безысходности при очевидных фактах так и осталось в здании на Садовнической улице.

Оригинал этого материала

Опубликовано — 07 июля 2015Распечатать

Комментарии:

Написать комментарий
Пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий: Гость