Авторизация

Закрыть

Восстановление пароля

Закрыть

Федеральная прокуратура Швейцарии провела обыски в офисах государственного швейцарского военно-промышленного концерна RUAG. Причина — возможные сделки, которые проворачивал концерн с Москвой в нарушение положений швейцарского ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Швейцарской Конфедерации с иностранными государствами» («Bundesgesetz über das Kriegsmaterial»). Об этом сообщают швейцарские газеты «Der Bund» и «Handelszeitung».

Речь идет, в частности, о сотрудничестве с ФСО в период с 2011 по 2015 гг. За это время швейцарская сторона поставила (на сумму в 15 млн долларов) Федеральной службе охраны России оборудование, позволяющее, установив его, например, на президентские вертолеты, отслеживать и идентифицировать наземные цели как в дневном, так и в ночном режиме. И вот теперь Федеральная прокуратура и швейцарское антикоррупционное ведомство ведут расследование всех обстоятельств этой сделки.

Обыски в офисах концерна RUAG были проведены в четверг, 22 марта. Этот факт прокуратура подтвердила в ответ на запрос швейцарской газеты «Handelszeitung». «В ходе проведенных в помещениях компании обысков были реквизированы разного рода носители информации, на которых содержалась самая разная информация», — заявил официальный представитель прокуратуры Андре Марти (André Marty).

По его словам, прокуратура «открыло уголовное дело по подозрению о имеющихся фактах нарушения положений федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Швейцарской Конфедерации с иностранными государствами», регулирующего, в том числе, порядок и условия вывоза/экспорта военных материалов и товаров двойного назначения. Есть также основания полагать наличие действий, подпадающих под определение «мошенничество» и «мошенническое злоупотребление служебным положением».

Взятки сотрудникам ФСО и Росатома?

Речь идет, таким образом, о возможных тайных сделках и о взяточничестве. Как пишет газета «Handelszeitung» со ссылкой на имеющиеся в ее распоряжении документы, проворачивали эти сделки «сомнительные швейцарские предприниматели», которые, кроме оборудования для вертолетов, поставляли службе охраны президента России снайперские винтовки и легкое стрелковое оружие типа «Sig/Sauer». Среди лиц, осуществлявших сделки, пишет газета, находятся также нынешний глава московского офиса швейцарского (точнее, цюрихского) частного банка «Julius Bär» (его прежнее место работы — лихтенштейнский банк «VP Bank»), а также один из членов правления компании «Ruag Ammotec», производящей боеприпасы.

Газета подчеркивает, что сами по себе все эти поставки с юридической точки зрения были полностью легальны, на них имелись визы, разрешения и допуски всех соответствующих государственных структур с обеих сторон. Проблемы начинаются там и тогда, где и когда становится ясно, что, по мнению газеты, оба швейцарца (представители «Julius Bär» и «Ruag Ammotec») оформляли эти сделки в тайне от своего непосредственного начальства и осуществляли все финансовые проводки через свои частные счета, размещая на них миллионные «комиссионные».

Более того, в рамках сделки по поставке поискового оборудования для вертолетов российского президента, скорее всего, были уплачены солидные взятки как сотрудникам одного российского предприятия, входящего в концерн «Росатом», так и в карманы руководства ФСО, и это несмотря на то, что все подписанные официальные соглашения и договоры однозначно исключали какие-либо «платежи третьим лицам».

Российская сторона ведет следствие

В настоящее время расследование обстоятельств всех этих махинаций осуществляют, как пишет «Handelszeitung», и антикоррупционные структуры российского МВД. Следствие было начато еще зимой. В середине февраля 2018 года был проведен первый допрос главы московского офиса банка «Julius Bär». По словам самого банка, «мы приняли все обвинения к сведению и в настоящее время проводим собственное расследование».

К расследованию подключен и департамент компании RUAG, занимающийся оценками и противодействием регуляторным рискам, то есть рискам возникновения убытков из-за несоблюдения компанией законодательства и/или иных стандартов, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов.

По словам представительницы компании, «о ситуации мы узнали благодаря информатору, и после этого мы тут же начали процедуру служебного расследования, направив в прокуратуру ходатайство о возбуждении уголовного дела». Газета «Handelszeitung» утверждает, что этим «информатором» стал швейцарский торговец оружием из кантона Цуг, который тоже был официальным участником вышеупомянутых сделок.

Роли распределены

Раскрывая подробности, «Handelszeitung» пишет, что основу всей этой конструкции в 2010 году составили упомянутый швейцарский банкир, его фиктивная фирма в России, менеджер «Ruag Ammotec» и также уже упомянутый торговец оружием из кантона Цуг. В качестве перспективной «целевой аудитории» эта группа «бизнесменов» выбрала себе элитные подразделения антитеррора и прочие «Special Forces» государств бывшего СССР, а также Мексики, которым можно было бы поставлять качественную продукцию швейцарского военно-промышленного комплекса: автоматическое стрелковое оружие, бронежилеты, приборы ночного видения, микро-БПЛА (микро-дроны).

Особенно перспективным мог быть российский рынок: по имевшимся подсчетам оборот в диапазоне от 50 до 150 млн долларов в год был вполне реалистичной целью. Поставщиками продукции могли бы стать ведущие в своих сферах компании. Газета «Handelszeitung» упоминает такие бренды, как «Agusta Westland» и «Zeiss Optronics» (в настоящее время входит в состав холдинга «Hensoldt»), но также и такие фирмы, как «Aerospace» и «Electronics», являющиеся дочерними компаниями RUAG.

Проанализировав имеющиеся в ее распоряжении документальные источники, швейцарская газета пишет, что в качестве «бизнес-модели» был выбран довольно банальный метод «накрутки»: на все поставляемые военные материалы и товары двойного назначения делалась наценка в 40%, из которых 20% получал глава московского офиса банка «Julius Bär», а на каждого из обоих остальных участников схемы приходились остаточные 10%.

Роли были распределены четко: торговец оружием из Цуга работал с поставщиками, в то время как глава московского офиса банка «Julius Bär» организовывал в России государственные подряды и заказы. Он же брал на себя переговоры с конечными потребителями и следил «за кассой». Менее четко прописана роль представителя «Ruag Ammotec». С одной стороны, в документах указано, что он «не обладает ни временем, ни моральной легитимацией» на осуществление таких сделок, но, с другой стороны, у него есть «право на получение своей части комиссионных».

Все только через «нал»

Значит ли это, что он получал деньги ни за что? Как утверждает газета «Handelszeitung», имеющееся в ее распоряжении электронная переписка показывает, что представитель «Ruag Ammotec» активно использовал официальные командировки для налаживания связей и формирования круга возможных клиентов и покупателей. Очень скоро схема заработала, особенно многообещающими были перспективы в России, где на горизонте уже замаячила «вертолетная сделка», которая была организована в контакте с ФСО и организацией «Техснабэкспорт» (у которой есть, судя по сайту, «дочка» в Цуге), часто в помещениях московского офиса банка «Julius Bär».

Однако, как утверждает газета, когда дело дошло до дележа прибыли, от былого партнерства не осталось и следа. В частности, представитель «Julius Bär» отказался осуществить оговоренные платежи в доход торговца оружием из Цуга. Который и предпочел стать информатором. Где же деньги? Судя по всему, их получила еще какая-то другая сторона, наверное, организация «Техснабэкспорт», с которой пришлось расплачиваться «налом». Для главы московского офиса банка «Julius Bär» это не проблема. Газета цитирует запись одного из его телефонных разговоров: «У меня тут 8 коробок с налом. Здесь все только через нал делается. Главное, не оставлять ничего письменного... Не то мне конец...».

[ИА "Интерфакс", 22.03.2017, "В Швейцарии заподозрили коррупцию в поставках госкорпорацией RUAG вооружений в РФ": В распоряжении Handelszeitung оказалась переписка и конфиденциальное соглашение о сотрудничестве представителей швейцарских деловых кругов, включая члена совета директоров подразделения RUAG Ammotec и главу представительства банка Julius Baer в России, который на тот момент еще работал в лихтенштейнском VP Bank, а также торговца оружием из Цуга. Используя свои связи, взятки и откаты, они добивались заключения соглашений о поставках продукции военного назначения российским спецслужбам. Целью заключенного в 2010 году соглашения сторон было обеспечение поставок вооружений, элементов защиты (в том числе бронежилетов) и микродронов спецподразделениям в России, СНГ и Мексике. 
По данным швейцарского издания, RUAG с 2011 по 2015 годы поставила ФСО и другим российским спецслужбам оборудование для президентских вертолетов AW-139 на $15 млн. Кроме того, участники соглашения также организовали поставки пистолетов SIG Sauer и снайперских винтовок еще на несколько миллионов долларов. В их списке было более двух десятков потенциальных поставщиков вооружений — от Agusta Westland до Zeiss Optronics (часть Hensoldt Group), в том числе два дочерних предприятия RUAG. [...] 
RUAG не ответила на запросы "Интерфакса" о комментариях. Однако швейцарская госкомпания опубликовала краткое сообщение в твиттере. "Через внутреннюю систему информаторов RUAG выяснила, что один из руководителей якобы участвовал в серьезном нарушении норм и правил. RUAG немедленно уведомила власти, поддержала уголовные обвинения и полностью сотрудничает со следствием", — говорится в сообщении.
"Мы приняли к сведению имеющиеся подозрения и в настоящее время изучаем ситуацию. Сотрудник, о котором идет речь, будет отстранен от своих обязанностей на время расследования", — заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь банка Julius Baer Сабина Янеке. 
Имена фигурантов нигде не называются. 
RUAG (ранее Rustungs Unternehmen Aktiengesellschaft или "Акционерная оборонная компания") — швейцарская государственная оборонная компания со штаб-квартирой в Берне, учреждена в 1998 году. Располагает производственными предприятими в Швейцарии, Германии, Швеции, Венгрии, Австрии и США, поставляет широкий спектр авиационной техники и военного оборудования во многие страны мира. 
Основанная в 1890 году Julius Baer — швейцарская банковская группа, специализирующаяся на частном обслуживании состоятельных клиентов, один из лидеров в области управления благосостоянием. Совокупная стоимость активов клиентов Julius Baer на конец октября 2017 года составила 393 млрд швейцарских франков. — Врезка К.ру]

 Оригинал этого материала 

Смотрите также:

Опубликовано — 23 марта 2018Распечатать

Комментарии:

Написать комментарий
Пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий: Гость