Генерала Быкова повязали "золотыми парашютами". Глава ликвидированного ГУ МВД по СЗФО опустошил казенную кассу на 19,1 млн руб. премиями задним числом
Виталий Быков
Впервые в Петербурге задерживают генерала полиции. Спросонья, после обыска, его быстро увозят в столичный изолятор. Это произошло 13 мая, ровно через год, как руководители Северо-Западного МВД получили сверхъестественные премии в 500 тысяч долларов. Безусловно, за этим стоит политическое решение Александра Бастрыкина. Вне сомнений, «кивнул» и министр Владимир Колокольцев. Завтра, 14 мая, следователь выйдет с ходатайством в Басманный суд, и наравне с громким делом о «золотых парашютах» может появиться личное дело арестованного генерал-майора Быкова.
— Впервые слышу о таких приказах, — когда «Фонтанка» 8 июня 2014-го готовила первую публикацию на тему о волшебных премиях, так заявил журналисту сам генерал-майор Быков. Ныне это уже вошло в историю петербургских силовиков под брендом «золотые парашютисты».
Вскоре «Фонтанка» показала читателю и сами приказы.
Таких, как на фото, приказов было 3. И в списках фактически одни и те же фамилии.
После этого Быков более трубку не брал.
В принципе, сами документы уже являлись журналистикой. Они были датированы чуть раньше, чем Указ Владимира Путина №300 о ликвидации окружных МВД, но, согласно им, три десятка начальников из пяти сотен обыкновенных сотрудников были потрясающе обрадованы — от 400 до 750 тысяч рублей каждому. В общей сложности на 19,1 млн, что по тем временам приравнивалось к 500 тысячам долларов.
Мотивировка в приказах отдавала пародией — «за выполнение особо сложных и важных заданий». Фельетон закончился, когда пришедшие оперативники ФСБ в здании ГУ МВД по СЗФО на улице Чайковского через три дня после статьи «Фонтанки» изъяли подлинники и увидели подлог. Дата на бланках с фамилиями и миллионами стояла "8 мая 2014 года", то есть через три дня после решения президента о расформировании ведомства.
Заодно выяснилось, что 13 мая все премии уже получены. После начался ход бумаг. Вернее, недовольство тем, что придется сажать человека, с кем годы встречался на совещаниях. Руководитель СК по Петербургу генерал Клаус «спихнул» материалы по премиям в СК по СЗФО, генералу Маякову. Наконец, 30 июля было лениво возбуждено уголовное дело по служебному подлогу. Но не в отношении, а по факту.
Дальше начался уже процессуальный юмор. Подлинники приказов были, книги учета, из которых было видно, что приказы изданы криво, были, полмиллиона долларов уже не было, показания сотрудниц кадров и финансово-экономического отдела тоже были. Но ничего доказать никто не мог. То финансиста, полковника внутренней службы, формально издавшего приказы, было не найти в Петербурге, то возникали особые мнения в Генеральной прокуратуре по СЗФО, с сотрудниками которой Быков работал еще на заре карьеры, то Быков болел вместе со своим заместителем Монастыршиным.
Шли месяцы, проводились тщательные экспертизы. Что касается награжденных, то они говорили: мол, сами были удивлены, но не отказываться же.
Наконец, появились и искренние показания генерала Быкова. Согласно им, его подвели хитрые подчиненные. В спешке при реорганизации, когда на столе ворох срочных документов, ему подсунули, а он и подмахнул. Получалось, что во всем виновны секретарши да дамы из финансовых отделов.
Это и была главная этическая ошибка. Увидев себя крайними, женщины хозяйственной службы практически хором заявили следователю примерно так: «Раз так, ну, тогда записывайте!» По информации «Фонтанки», слушать их было интересно. Говорят, за девушками потянулись некоторые из премированных. Те сообщили, что в кассе они, конечно, получали всю сумму, но после большую ее часть отдали наверх согласно договоренностям. В протоколах замелькали нехорошие цитаты: «вынужденно», «под психологическим нажимом», «в связи со служебной зависимостью».
Повисла пауза. Надо было с этим что-то делать. А не хотелось по-прежнему.
9 апреля глава СК России не выдержал и взял дело «золотых парашютов» к себе в центральный аппарат. Там не обремененные петербургскими связями не усмотрели подставы генералу.
Нумерология этой истории продолжилась, когда ровно через год после ликвидации ГУ МВД по СЗФО, 5 мая этого года, было принято решение о предъявлении обвинения Быкову. Но, сами понимаете, в Великий праздник будить генерала некрасиво. Неправильные это новости.
Вот сотрудники Следственного комитета России вместе с коллегами из Собственной безопасности СК РФ и прибыли незаметно в Петербург вечером 12 мая. Сегодня, 13-го, в пять часов утра они встретились с оперативниками Службы экономической безопасности УФСБ по Петербургу и Ленобласти, а в шесть зашли как к Быкову в квартиру, так и еще в одиннадцать жилищ большинства ответственных за приказы. В том числе и к его заместителю, полковнику Монастыршину.
Генералу Быкову дали опомниться, одеться, доставили в Следственный комитет по СЗФО, на Торжковскую, 4, допросили на скорую руку, разрешили позвонить домой, чтобы родные передали, как говорят жулики, «мыльно-рыльные» принадлежности.
А около 16 часов он уже, как прежде, за госсчет, но под конвоем, сел на скоростной поезд Петербург — Москва. В данное время он уже прибыл в столицу и, сидя между двумя молчаливыми мужчинами на заднем сиденье служебной автомашины, подъехал к зданию СК России в Техническом переулке, 2.
Решение принято, в том числе и политическое.
К полуночи его доставят в изолятор временного содержания. Завтра, 14 мая, следствие выйдет в Басманный суд с ходатайством об аресте. Статьи обвинения на амнистию не тянут: служебный подлог, превышение служебных полномочий, последствия тяжкие.
Если выяснится, что часть от премий пошла ему, да в группе, то дело совсем дрянь.
["Коммерсант", 14.05.2015, "Генерала унесли "золотые парашюты": В Санкт-Петербурге был задержан и под конвоем направлен в Москву генерал-майор полиции Виталий Быков, бывший начальник ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО). Генерала задержали в рамках дела о "золотых парашютах": по версии СКР, в ходе расформирования этого главка его руководство раздало в качестве премий избранным сотрудникам почти два десятка миллионов рублей, остававшихся на счетах управления. В рамках расследования сотрудники СКР, регионального УФСБ и службы собственной безопасности МВД РФ провели серию обысков в домах бывших руководителей упраздненного около года назад полицейского главка. — Врезка К.ру]
***
Что позволено Быкову
Миллионы "золотыми парашютами" поднимали "наверх"
«Фонтанка» узнала обстоятельства выплат небывалых премий большинству руководителей ГУ МВД РФ по СЗФО. Выяснилось: приказы, эквивалентные 19 миллионам рублей, изданы после расформирования окружной полиции 5 мая этого года. Сподвигли генерала Быкова на поступок — министр МВД Владимир Колокольцев и Владимир Путин. Также проверка ФСБ вносит поправку в текст культовой милицейской песни «наша служба и опасна, и трудна».
Проверку основания приказов экс-шефа ГУ МВД по СЗФО Виталия Быкова, после которых 18 руководителей награждены премиями в размере 750 тысяч рублей, а 14 подчиненных среднего звена довольствовались суммами по 400 тысяч, проводит в эти дни три структуры одновременно. Это сотрудники 2 отдела Службы экономической безопасности УФСБ по Петербургу и Ленобласти, Главного управления собственной безопасности МВД и контрольно-ревизионного управления полицейского главка Петербурга. Последние забеспокоились ввиду того, что ушедшие 19 миллионов 100 тысяч рублей на момент транзакций принадлежали их бюджету.
«Фонтанка» ранее писала, как были изданы три приказа — №70 от 14 марта, №83 от 31 марта и №109 от 28 апреля 2014 года. Журналисты нашего издания сообщали и о реакции Федеральной службы безопасности, когда 11 июня они посетили служебные помещения ГУ МВД по СЗФО в здании на улице Чайковского. Сегодня исследование контрразведчиков из отдела, курирующего правоохранительные органы, прояснило ситуацию.
Как «Фонтанке» рассказал один из них, «миллионы ушли так»:
— внезапно 5 мая этого года указом Владимира Путина были ликвидированы окружные управления МВД, в том числе и ГУ по СЗФО;
— 12 мая в 16 часов по московскому времени начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов пригласил к себе уже экс-начальника Виталия Быкова с 12 офицерами из руководящего состава. Умнов сообщил, что все 377 сотрудников упраздненного ведомства переходят в его распоряжение. Также генерал Умнов уведомил генерала Быкова, что 13 мая создается ликвидационная комиссия, а 15 мая он докладывает о начале реорганизации министру Владимиру Колокольцеву;
— судя по всему, уже после этого совещания начальник отдела кадров ГУ МВД по СЗФО Ирина Бурханова получает указание немедленно готовить документы на поощрение. Чем и занялась. Как нам пояснили, «в режиме аврала были напечатаны три приказа». Добавим, что согласно процедуре, к каждому приказу прикладывается сопроводительный листок, на котором ставят резолюции сотрудник юридического, финансово-экономического, тылового отделов. Что и было сделано. Так что мысль генерала Быкова согласовывалась в группе;
— 13 мая в 13:00 начальник Управления кадров петербургского главка Дорофеев прибыл в офис к коллегам на Чайковского, где вручил всем уведомления об увольнении. Заодно он пошутил, чтобы они поберегли оставшееся на балансе имущество. Это был корректный намек. Так как с 5 мая все финансы управления и материально-техническая база перешли уже полиции города. Но предупреждение запоздало — накануне механизм был запущен;
— 14 мая 18 руководителей единомоментно по трем приказам получили по 750 тысяч рублей, а 14 человек по 400 тысяч;
— 15 мая начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти доложил министру о начале процедуры ликвидации. Сергей Умнов еще не знал, что аннулирование бюджета ГУ МВД по СЗФО, в закромах которого находилось 19,5 миллионов рублей, практически было завершено тремя днями ранее;
— 20 мая в свой день рождения генерал Быков убыл за границу.
Сотрудники ФСБ, пришедшие за объяснениями 11 июня, как известно, изъяли компьютер, на котором печатались приказы, а их коллеги из Бюро специальных технических мероприятий установили время создания файлов. Время датируется вечером 12 мая. Они и секунды установили, но нам не сказали. Также был накрыт осмотром архив, канцелярия, финансово-экономический отдел и отдел кадров. Были обнаружены номенклатурные дела, где нашли подлинники приказов и журнал учета.
Фолиант учета был подшит и пронумерован. В нем не нашли приказов №№70,83,109. Однако обнаружили аналогичные номера с литерой «а». Как нам пояснили, эти приказы касались явки личного состава на стрельбы. И есть основания полагать, что индекс «а» был подставлен к ним под покровом 12 мая.
Более 300 сотрудников, пожалуй, впервые были столь рады появлению чекистов. До сих пор оперативники передают слух, мол, когда к зданию на Чайковского подъехал транспорт с бойцами «Град», исполнители на местах начали получать истерические приказы об уничтожении улик. А они растерянно отвечали, что дело не в том, что по правилам срок хранения таких документов — 15 лет, а просто поздно — «Штирлиц уже идет по коридору».
Интригой является еще и то, отчего не был награжден начальник Следственной части ГУ МВД по СЗФО генерал-майор юстиции Александр Романов. Ответ лежит в плоскости тех же личных отношений, благодаря которым были награждены остальные. Говорят, что Быков был категорически против появления Романова в его ведомстве, так как не мог на него влиять. И на первом же совещании, когда Романов назвал его Виталий Николаевич, тот обрезал:
— Обращайтесь ко мне по форме — генерал-майор.
— Похоже, сработаемся, — парировал генерал-майор Романов.
Все же приказы Быкова оказались прикрыты президентом России. «В рамках реализации приказа МВД России от 13.06.2007 №517 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 26.12.2006 №1459…» — так начинается этот финансово емкий документ. А Указ этот говорит как раз «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».
Однако одна фраза до сих пор мучает ревизоров на Литейном, 4. В приказе указано, что 19 миллионов выданы «за выполнение особо сложных и важных заданий». С учетом того, что последние годы ГУ МВД по СЗФО занимало всегда последнее место среди окружных управлений, чекисты не могут выявить реабилитирующие подвиги.
— Если особая сложность подразумевает создание кривой схемы, то не особо она и сложная, если мы в течение суток уже все поняли, — прокомментировали «Фонтанке».
После прихода сотрудники ФСБ взялись за опрос награжденных. По нашей информации, у девушек из секретариата беседы вызвали эмоции, доходящие до того, что якобы некоторые рассказали, что из 400 тысяч 380 они отдали наверх.
Очевидно вследствие таких подозрений, в понедельник, 16 июня, заместитель Генерального прокурора Александр Гуцан вызвал генерала Быкова на Английскую набережную, но не стал с ним разговаривать, а передал полномочия начальнику своего управления Нелли Солнышкиной. Она общалась два часа.
Возможно, речь шла о поспешных планах Быкова принять на себя Университет МВД в Петербурге, да и перейти бывшему начальнику полиции ГУ МВД по СЗФО Монастыршину на ответственную работу в транспортную полицию.
Как «Фонтанке» пояснили в надзорном ведомстве, «вопросы, касающиеся привлечения генералов, всегда политические». Формально же в этой истории видны составы мошенничества с бюджетными средствами, подделки и злоупотребления служебным положением. [...]
***
Смотрите также:
- 2015/05/14В Google рассказали об условиях удаления личных данных пользователей
- 2015/05/14Глава брокера МФЦ Валерий Иванов "списал" у клиентов 300 млн руб. Через аффилированный депозитарий "Ингосдеп" и два рухнувших банка прогнали 3 миллиарда
- 2015/05/15Мировая карта киберугроз от Check Point
- 2015/05/15Безопасность промышленных систем управления в 2014 году
- 2015/05/15Дело о бюджетных аферах нашло Александра Мигулю. Находившегося в международном розыске экс-мэра Благовещенска взяли под Липецком
- 2015/05/14Сергея Мастюгина взяли за залог. Экс-бенефициара Инвестбанка и совладельца ХК "Спартак" обременили потерями банка-банкрота на сумму 800 млн руб.
- 2015/05/14Взяточничество, воровство и подлоги американских военных в Ираке и Афганистане. Аферы войны
Комментарии:
Написать комментарий