Авторизация

Закрыть

Восстановление пароля

Закрыть

В распоряжении редакции оказались документы, свидетельствующие о том, как бывший владелец крупнейшего в России производителя нерудной продукции «Павловскгранит» Сергей Пойманов пытался любыми путями сохранить незаконно приобретенные активы. В дело шли самые разные средства: от размывания уставного капитала компании до контролируемого банкротства.

Устав размыл — контроль сохранил

Историю о том, как бывший депутат Воронежской областной думы и по совместительству владелец «Павловскгранита» Сергей Пойманов пытался построить бизнес на воровстве и коррупции, можно использовать как наглядное пособие для выпускников юридических вузов, намеренных работать с экономическими преступлениями. Интересно даже не то, как в 2008 году нерадивый бизнесмен получил многомиллиардный кредит в Сбербанке с целью выкупить долю в крупном комбинате — ОАО «Павловскгранит», и кинул банк. А интересно то, как Пойманов попытался при этом выйти сухим из воды и сохранить свой капитал.

Одной из попыток увести в тень свои активы стала комбинация с размыванием уставного капитала компании «Zinica ltd.» в пользу оффшорной компании. Как ни старался Пойманов держаться подальше от этого оффшора, лечь на дно у него не получилось. В распоряжении редакции оказалось соглашение, в котором наш герой выступает реальным (бенефициарным) владельцем компании Belim Enterprises Ltd. Того самого оффшора, на который он делал ставку.

Напомним, что в 2008 году ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ» получило в ОАО «Сбербанк России» многомиллиардный целевой кредит на выкуп 100% акций иностранной компании «Zinica ltd.», активами которой являлись 50% долей ООО «Витэра», владевшего в свою очередь 36,37% акций ОАО «Павловскгранит», а также 29,87% акций самого ОАО «Павловскгранит», принадлежавших компании «Zinica ltd.» напрямую.

Еще в апреле 2010 года уставный капитал ООО «Витэра» в нарушение взятых на себя экс-депутатом кредитных обязательств был увеличен в пользу Юрия Подгорного, оказавшегося по «счастливому» стечению обстоятельств родственником Сергея Пойманова, после чего ОАО «Сбербанк России» уже не мог претендовать на возмещение части задолженности от обращения взыскания на заложенные доли ООО «Витэра».

По всей видимости, схема с увеличением уставного капитала настолько приглянулась экс-депутату, что он решил использовать ее повторно, чтобы не потерять контроль над акциями компании «Павловскгранит». Пойманов решил вывести единственный ликвидный актив ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ» — 99% акций иностранной компании «Zinica Ltd.», которая, в свою очередь, владела 29,47% акций ОАО «Павловскгранит», сохранив тем самым контроль над предприятием. Рыночная стоимость этого актива составляла порядка 750 млн рублей.

Схема вывода активов была реализована путем «размытия» уставного капитала компании «Zinica Ltd.» в пользу подконтрольной Сергею Пойманову оффшорной компании «Belim Enterprises Ltd.», в результате которого доля владения ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ» в уставном капитале компании «Zinica Ltd.» уменьшилась с 100% до 1%, а ущерб кредиторам от указанных действий превысил 700 млн рублей.

Следователи сразу же выявили круг лиц, которые могли иметь к этому отношение. Была допрошена генеральный директор ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ» Ольга Музланова, которая сразу же открестилась от знакомства с руководством «Zinica Ltd.» и сообщила, что не давала никому указаний подписывать документы на увеличение уставного капитала компании.

Кто же являлся организатором указанной преступной схемы, становится сразу понятно, особенно если учесть тот факт, что собственником ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ» на момент преступного размытия уставного капитала являлся сам Сергей Пойманов и он же оказался бенефициаром компании «Belim Enterprises Ltd.», получившей по итогу контроль над 29,47% ОАО «Павловскгранит», рыночной стоимостью порядка 750 млн рублей.

Сам себе банкрот

Еще одним способом спасти незаконно нажитое имущество от ареста стала попытка взять под контроль процедуру личного банкротства.

Первого октября 2015 года, через несколько часов после вступления в действие закона о банкротстве физических лиц, Сергей Пойманов обратился с заявлением в арбитражный суд о признании себя банкротом. При этом, решив перестраховаться на случай непредвиденных обстоятельств, в тот же день в суд с аналогичным заявлением обратилась и бывшая супруга экс-депутата, развод с которой являлся не более чем фиктивной формальностью, необходимой для того, чтобы вывести совместно нажитое имущество из-под риска обращения на него взыскания со стороны кредиторов.

Причина столь спешных действий супругов становится понятной, если внимательно изучить вступивший в силу закон о банкротстве. Дело в том, что, кто первый подал документы о банкротстве в суд, будь то кредитор или должник, тот и имеет право предложить саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. И затем один из участников этой организации становится финансовым управляющим должника.

Довольно странным может показаться тот факт, что якобы разведенные супруги в своих попытках обанкротиться предложили одну и ту же саморегулируемую организацию. По всей видимости, должник был убежден, что с управляющим из числа предложенной им самим саморегулируемой организации будет куда проще договориться.

Настойчивость, с которой Пойманов пытается вывести себя из-под удара, вполне оправдана. Дело в том, что ему есть что терять.

В брачной корзине

Вообще этот случай тянет на первый в своем роде прецедент, касающийся процедуры личного банкротства. Федеральный Закон о банкротстве физических лиц, вступивший в силу с октября этого года, был принят, чтобы как-то упорядочить отношения должников и кредиторов. В частности, защитить людей от беспринципных коллекторов. Это в некотором смысле послабление, сделанное государством для того, чтобы люди, оказавшиеся в силу экономических причин в трудном положении, получили шанс. Но не тут-то было, ушлые бизнесмены сразу же попытались воспользоваться лазейкой.

Впрочем, это далеко не первая попытка, предпринимаемая Сергеем Поймановым с момента допущенного дефолта по кредиту, осложнить взыскание причитающихся кредитору денежных средств.

Обладая обширным административным ресурсом, на тот момент еще депутат Воронежской областной думы, сумел в течение месяца с момента дефолта по кредиту получить в арбитражном суде обеспечительные меры, запрещавшие Сбербанку обращать взыскание во внесудебном порядке на заложенное имущество, а также попытался признать недействительным договор поручительства, который до того собственноручно подписал.

Кроме того, используя пробелы действовавшего на тот момент времени законодательства, экс-депутат в нарушении заключенных со Сбербанком договоров принялся увеличивать уставные капиталы компаний с целью вывести из-под залога ликвидное имущество, заложенное в обеспечение кредита.

Войдя во вкус, Сергей Пойманов попытался затянуть реализацию с торгов своего личного имущества, для чего обратился в Красногорский районный суд, как то предписывал закон. Однако, получив в суде отказ, экс-депутат не отчаялся и пошел дальше. Он сфальсифицировал в документах адрес своей регистрации, обратился в Пресненский районный суд города Москвы. О том, как судья Юлия Садововая оперативно вынесла судебный запрет, так необходимый экс-депутату, нам остается только догадываться. Но впоследствии за такие махинации с правосудьем ее лишили статуса судьи, а незаконное решение было отменено.

В попытке сохранить свое добро Пойманов пошел на отчаянный шаг. Он развелся со своей супругой и переоформил на нее все имущество. Для уверенности задним числом был заключен брачный договор, по которому в случае развода совместное имущество подлежало передаче супруге, и алиментное соглашение, в соответствии с которым экс-депутат обязался выплачивать бывшей супруге по 700 тысяч рублей ежемесячно. Безусловно, такой широкий жест может вызывать только уважение. Но, как говорится, «милые бранятся — только тешатся». И до настоящего времени супруги продолжают проживать совместно, умело используя лазейки в законодательстве, чтобы не платить по долгам.

Несмотря на статус одного из крупнейших должников страны, Сергей Пойманов как ни в чем не бывало живет на широкую ногу, по-прежнему продолжая владеть домами в облюбованном олигархами Одинцовском районе, люксовыми автомобилями и яхтами.

Как украсть миллиард

Цена роскошной жизни олигарха воронежского разлива — банкротство крупнейшего в стране предприятия по производству нерудной продукции «Павловскгранит». Не желая погашать долги перед Сбербанком, экс-депутат внедрил на подконтрольном предприятии схему реализации продукции через цепочку подставных компаний по ценам существенно ниже рыночных.

В апреле 2012 года Следственный комитет по Воронежской области возбудил по данному факту уголовное дело. Проведенная в рамках уголовного дела экспертиза установила, что размер ущерба, причиненного акционерам предприятия, его кредиторам и бюджету Российской Федерации, от преступных действий экс-депутата только за 7 месяцев 2011 года превысил 1 млрд рублей.

Более того, в июле 2014 года Следственный комитет по Воронежской области возбудил еще одно уголовное дело по факту реализации имущества по заниженной стоимости. На этот раз по указанию экс-депутата за бесценок был продан имущественный комплекс «Павловскгранит-Бетон». И снова, как и в случае с реализацией по заниженной стоимости продукции «Павловскгранит», кредиторам предприятия и бюджету Российской Федерации был причинен многомиллионный ущерб.

Если вступивший в силу закон о банкротстве физических лиц и может помочь изворотливому экс-депутату обнулить свои финансовые обязательства перед кредиторами, то вот обнулить ответственность по уголовным делам Сергею Пойманову вряд ли удастся, разве только в очередной раз бывшим депутатом не будет использован имеющийся у него административный ресурс и обширные коррупционные связи, до сих пор позволявшие Сергею Пойманову избегать ответственности за совершенные преступления.

***
Трастовая декларация Belim Enterprises на имя Сергея Пойманова

Оригинал этого материала

Смотрите также:

Опубликовано — 07 декабря 2015Распечатать

Комментарии:

Написать комментарий
Пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий: Гость