Авторизация

Закрыть

Восстановление пароля

Закрыть

Александр Щукин

Александр Щукин

Особенности угольного бизнеса по-кемеровски

В России с прошлого года налоговики усилили контроль за крупными налогоплательщиками. Собираемость налогов во многих регионах заметно повысилась, вместе с тем началось бегство миллиардеров из тех мест, где неплательщиков выводят на чистую воду. Многое зависит от позиции и политической воли губернаторов: налоги лучше собираются там, где позиции главы региона сильны.

Чемпионат России по укрывательству налогов

Кемеровская область – один из тех регионов, в котором губернатор имеет один из самых высоких рейтингов доверия в России. Несмотря на то, что в этом году здесь состоятся выборы главы региона, мало кто сомневается в победе Амана Тулеева, и никто не сомневается в его политическом весе и политической воле. Ведь губернатор больше всех заинтересован в наполнении бюджета, потому что только при хорошей собираемости налогов возможно выполнять социальные обязательства перед кузбассовцами. А если кто-то из представителей элиты откровенно обманывает государство, он быстро выходит из доверия.

Перед майскими праздниками об итогах налогового декларирования за прошлый, 2014 год сообщила заместитель руководителя УФНС по Кемеровской области Любовь Аршинцева. Одновременно с повышением собираемости налогов в целом, число миллиардеров в области сократилось почти вдвое: с восьми до пяти. В правоохранительные органы направлено 38 материалов, по итогам которых возбуждено 20 уголовных дел об уклонении от уплаты налогов. Наше расследование – об одном из таких случаев.

Глава Кемеровской области Аман Тулеев несколько лет назад сказал, что укрывательство от налогов в России «превратилось в национальный вид спорта» и призвал налоговые органы бороться с подобными проявлениями самым серьезным образом. И губернатор был услышан налоговиками. Все чаще налоговые органы стали вскрывать факты злостного уклонения от уплаты налогов, в том числе крупными и известными в Кузбассе предпринимателями. Масштабные камеральные и выездные проверки дают свои результаты.

В частности, налоговикам удалось вскрыть одну из крупнейших схем по уклонению от уплаты налогов и обналичиванию денежных средств в регионе. Как выяснили налоговики, схемы использовались не особо замысловатые. Злоумышленники, через создаваемые ими «фирмы-однодневки», заключали подложные договоры. Например, на закупку дорогостоящей техники у «фирм-однодневок», а потом якобы продавали эту технику шахте «Полосухинская». На этом основании шахта списывала расходы на фиктивные сделки и не платила с них налоги. На самом деле средства шли «однодневкам» (они и должны были платить налоги с сумм за технику, но благополучно исчезали, ничего не заплатив в бюджет), а потом обналичивались. Затем эти средства оказывались за рубежом.

Нетрудно догадаться, что выгоду от этих операций получал владелец «Полосухинской» - известный в Кемеровской области миллиардер Александр Щукин. Учредителями упомянутых «фирм-однодневок» становились бывшие или действующие сотрудники многочисленных структур Щукина, в том числе и работники шахты «Полосухинская». Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Кемеровской области выявила множество подобных фактов, чтобы все их перечислить, не хватит и книги. Вот лишь несколько примеров, характерных для деятельности структур Щукина.

Налоговый конвейер для миллиардера Щукина

В свое время в отделе снабжения ОАО «Шахта Полосухинская» работала Зинаида Владимировна Кунгурова, в задачи которой и входило «оформлять» оборудование, якобы купленное шахтой, но существовавшее только на бумаге. Она крайне преуспела на своем поприще, и Щукин «отправил» ее на повышение. В 2003 году Зинаида Владимировна стала единственным учредителем ООО «Горно-промышленное снабжение». И так удивительно совпало, что сразу после этого данное ООО стало основным поставщиком оборудования в адрес ОАО «Шахта «Полосухинская». При этом «Горно-промышленное снабжение» предпочитало приобретать оборудование у «однодневок», а найти его физически никто и вовсе не мог.

Дело в том, что отчитавшись о расходах на покупку оборудования на сотни миллионов рублей, «Полосухинская» тут же оформляла документы о том, что якобы вернула оборудование для внесения изменений в адрес ООО «Горно-промышленное снабжение», а то, по цепочке, якобы отдало технику «однодневкам», которые исчезли. Вместе с оборудованием. Фирма Зинаиды Владимировны так «успешно» снабжала «Полосухинскую» вплоть до 2008 года, пока ей не занялись налоговики.

В спешном порядке данное ООО было ликвидировано, а на свет появилось другое ООО «Горно-промышленное снабжение-Н». Кроме прибавки в названии одной буквы ничего не изменилось. Единственным учредителем фирмы являлась вновь та же Кунгурова, а «Горно-промышленное снабжение-Н» стало основным поставщиком оборудования для «Полосухинской».

Как выяснили сотрудники УФНС, в конце 2008 года между шахтой и фирмой Зинаиды Владимировны был заключен договор, по которому фирма взялась поставить два конвейера и комбайн на общую сумму 172 млн рублей. Вскоре «Полосухинская» поставила оборудование на бухгалтерский учет, оформила все бумаги о его приемке, а из своей налогооблагаемой базы вычла 172 млн рублей. На приходном ордере стояла подпись заведующей материальным складом ОАО «Шахта Полосухинская» Галины Максимачевой.

Однако во время проверки она заявила налоговикам, что никакого оборудования не принимала, а откуда на документе появился ее автограф — не знает. Примерное такие же показания дали и все другие сотрудники шахты, якобы принимавшие дорогую технику.

Проверяющие из налоговой установили, что на складе ООО «Горно-промышленное снабжение-Н» отродясь не хранилось ничего крупнее «моющих средств, рукавиц, лепестков и туалетной бумаги», так они написали в отчете по итогам проверки. Никаких конвейеров и комбайна там никто в глаза не видел. Завод, производящий оборудование, сообщил, что подобные конвейеры и комбайны для «Полосухинской» не отправлял. И только автофирма «Горняк», подконтрольная Щукину, которая якобы перевозила не существующее в природе оборудование, упорно подтверждала данный факт.

Представители ФНС проследили путь 172 млн рублей, а заодно и других крупных сумм, которые поступали от шахты «Полосухинская» в адрес ООО «Горно-промышленное снабжение-Н» якобы за поставленное оборудование. Выяснилось, что из фирмы Зинаиды Владимировны деньги по фиктивным договорам о покупке техники шли исключительно «фирмам-однодневкам»: «ПромКомплектСервис» (зарегистрировано на Анну Улитину, которая об этом и не подозревала) и ООО «Кузнецкуглеснаб».

А эти две «однодневки», в свою очередь, переводили средства целой группе «фирм-помоек»: «Евросиб», «Информсервис», ООО «ВостокЭнерго», ООО «ПромСтройТехнология», ООО «Промснаб», ООО «Комплексные технологии» и т. д. «Помойки» вновь по «липовым» договорам об оказании различных услуг отправляли миллионы на счета физических лиц. Например, 40 млн рублей ушли на счет в Кузнецкбизнесбанке на счет некоего Валентина Анатольевича Решетнева. Он дал во время проверки крайне занимательные показания.

«В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса проведен допрос свидетеля Решетнева Валентина Анатольевича, о чем составлен протокол №41 от 09.02.2011г. Свидетель показал, что судим семь раз, употребляет наркотические средства. Несколько раз подписывал документы в кассе Кузнецкбизнесбанка, чтобы получить денежные средства. Деньги передавал другому лицу. За совершенные действия получал вознаграждение, которое тратил на приобретение наркотических средств».

Собственно, дорогостоящего оборудования на «Полосухинской» тоже не оказалось. На шахте заявили, будто вернули его в адрес ООО «Горно-промышленное снабжение-Н» для внесения неких изменений. А фирма Зинаиды Владимировны якобы передала его «однодневкам»-поставщикам, которые к моменту проверки благополучно исчезли, и налоговики их найти не смогли. В результате ФНС РФ пришла к выводу, что никакого оборудования шахта не приобретала, а «единственная достигнутая цель» всех операций для структур Щукина - получение необоснованной налоговой выгоды. «Денежные средства, перечисленные по цепочке от ОАО «Шахта Полосухинская» к ООО «Горно-промышленное снабжение-Н», от ООО «Горно-промышленное снабжение-Н» к «фирмам-однодневкам» были обналичены», - говорится в акте налоговой службы.

После проверки налоговиков по уже отработанной схеме «Горно-промышленное снабжение-Н» было ликвидировано, но тут же на свет появился новый «основной поставщик» оборудования для шахты. Им стало ООО «Комплексное промышленное снабжение», единственным учредителем которого являлась уже Кузьмичева Людмила Викторовна — бывший главный бухгалтер ООО «Горно-промышленное снабжение-Н».

Не просто Мария

Почему Александр Щукин так откровенно может не платить государству налоги? Объяснение этому можно найти в продолжении истории, с выявленными ФНС РФ махинациями о лже-закупках оборудования. Налоговики передали все материалы в правоохранительные органы Кемеровской области, где оперативники начали доследственные проверки на предмет совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса, в том числе 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) и 174 УК РФ (легализация доходов, полученных преступным путем). Причем проверка по последней статье УК РФ даже переросла в уголовное дело.

- По предварительным оценкам за 2008-2011 годы было обналичено более 2 миллиардов рублей. Таким образом, был выведен значительный объем денежных средств из экономики региона и страны, - с гордостью еще 1 октября 2012 года сообщало ГУ МВД по Кемеровской области.

Дело в том, что «ниточки» расследования непременно привели бы к еще одной высокопоставленной сотруднице Александра Щукина – Марии Поповой. До недавнего времени она играла в бизнесе угольного магната крайне важную роль. Во-первых, по мнению очевидцев, именно эта девушка контролировала деятельность «однодневок», через которые обналичивались средства, скрытые от налогообложения. Во-вторых, Александр Щукин использовал ее в качестве своеобразного личного «тайника». Как только его предприятия оказывались под угрозой необходимости расплаты с кредиторами, партнерами или ФНС РФ и могли быть признаны банкротами, тут же на свет появлялась Мария Попова в качестве основного акционера активов Щукина.

И выяснялось, что, например, Щукин продал ей свой пакет акций предприятия (в частности, в один момент она даже владела главным многомиллиардным активом – «Полосухинской»), или существует некий договор, что Щукин обязался продать ей контрольный пакет акций, и девушка начинала через суд требовать выполнения этих обязательств. В других случаях фирмы Поповой уверяли, что структуры Щукина задолжали им крупные суммы денег и требовали их выплат через суды, чтобы стать кредиторами первой очереди. Проще говоря, при помощи Поповой задействовались все возможные схемы для того, чтобы вывести предприятия Щукина из-под удара, а они по-прежнему бы оставались под его контролем.

Неудивительно, что Мария Попова побывала гендиректором и совладельцем 95 различных предприятий и фирм, которые на самом деле подконтрольны Щукину, в том числе структур, задействованных в сомнительных схемах по уходу от уплаты налогов.

Дружба дружбой, а уголек врозь

Не последнюю роль в делах Щукина играл и широко известный в узких кругах Александр Дубинин, давно и профессионально занимающийся обналичиванием крупных денежных сумм для близких друзей.

Дубинин является учредителем – соучредителем огромного количества фирм-однодневок, которые занимаются сбытом угля. Все они постоянно меняют названия, города регистрации, гендиректоров, учредителей-участников и т.д. Так, в 2010-2011 годах он являлся совладельцем ООО «Торговый дом «УГОЛЬ» (ИНН 4217120131).

Вначале этот Торговый Дом был зарегистрирован в Новосибирске и, просуществовав несколько лет до 2011 года, был обанкрочен. И тут же на свет появилось уже одноименное ООО «Торговый дом «Уголь» (ИНН 5406680074), в котором Дубинин уже не «светился», которое было зарегистрировано в г. Новокузнецке Кемеровской области. При этом первый «ТД «Уголь» передал второму «ТД «Уголь» по договору цессии права требования у всех своих должников. Должниками опять же являлись фирмы, подконтрольные Дубинину. В 2013 году и новокузнецкий «ТД «Уголь» существовать перестал, а на свет появилось уже ООО «ПТК «Уголь», учредителем которого является уже сам Щукин А.Ф., которому и достались все эти договоры с правами требования долгов.

Объединяет все эти структуры то, что они торгуют углем, добытым предприятиями Щукина. Причем для этого выстраиваются какие-то немыслимые схемы. Например, уголь у структур Щукина на реализацию брало ООО «ТД «Уголь», которое потом передавало его на реализацию «Химуглепром плюс», а то уже отправляло покупателям. И еще масса подобных вариаций, где все эти фирмы переставляются местами.

Итог у всех схем почти всегда один и тот же. Все эти фирмы банкротятся с огромными долгами. Для примера: ООО «Химуглепром плюс» ликвидируется, оставаясь должно сотни миллионов рублей ООО «ТД «Уголь» за поставленную продукцию. ТД «Уголь», в свою очередь, остается должно эти сотни миллионов предприятиям Щукина. Долги по договорам цессии долгое время передаются от одной фирме другой (все подконтрольны Дубинину). А потом, например, в их счет заберут технику. Эта техника тут же оказывается у других фирм, участвующих в цепочках.

В общем, игра в «наперсток»: кручу-верчу... Таким образом, дорогостоящий  дефицитный уголь с Шахты «Полосухинской» уходил по цене гораздо ниже рыночной, через фирмы-прокладки продавался за границу, но денежки официально на предприятие за него не приходили: мол, продавцы обанкротились и не смогли расплатиться с поставщиком угля. «Теневая» выручка, естественно без какого–либо налогообложения.

А далее денежный поток еще через кучу подставных фирм шел на «обналичку», для чего использовались счета в банках  Новосибирска и Москвы, в том числе, в ОАО Банк «Алемар» и в ФАКБ «Российский капитал» (ОАО).

Судя по всему, в Москве (а все пути региональных обнальных контор почти всегда ведут в столицу) этими средствами занимался крупный обнальщик Роман Недялков (в 2013 году приговорен к трем с половиной годам колонии). По крайней мере, именно он активно практиковал в своей деятельности вексельные схемы и использовал банк «Алемар». Главное, Недялков считался главным специалистом по выводу средств на Кипр — все прошедшие через него суммы уходили туда. А, как известно, Щукин именно на Кипре держит свои «грязные» деньги.

В 2007 году УФСБ по Новосибирской области арестовало одного из самых крупных «обнальщиков» Сибири Владимира Балаклеевского за незаконную банковскую деятельность (этот руководитель ООО «Юридическая компания «Консильори» позже был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы условно). Тех, кто пользовался его услугами, трогать не стали.

Но описанные серые схемы еще не предел. Практикуется на Шахте «Полосухинская» и полностью скрытая от контролирующих и фискальных органов добыча. Ежемесячно с шахты грузовым автотраспортом, благо собственная транспортная компания Щукина ООО «Горняк» работает бесперебойно, вывозится до 30 тыс. тонн высококачественного угля. Скрыть такой объем «левой» добычи для опытного горняка Щукина вопросом не является, занизили толщину отрабатываемого пласта на 10-15 см, вот тебе и лишний «нелишний» уголек.

А далее уголь везется до ж/д станции Бызово, откуда по подложным документам отправляется на экспорт и другим покупателям. Все вырученные по такой схеме деньги идут прямо в карман собственника, ни с государством, ни с шахтерами делиться не нужно. Описанное не сложно проверить, достаточно лишь поднять отгрузочные документы на станции Бызово, а также зачисление Дубининым крупных наличных денежных средств на личные счета Щукина в Кузнецкбизнесбанке…

Но, похоже, что период везения у Щукина подходит к концу. Вряд ли при нынешней непростой экономической ситуации в регионе, когда налоговыми органами вскрываются факты ухода от уплаты налогов на миллиарды рублей, кому-то удастся  «замять» налоговое дело. Да и сумма нанесенного государству ущерба уже тянет на расследование федерального уровня. Не говоря уже о том, что миллиарды рублей не дошли до бюджета региона и кузбассовцев. Так что, скорее всего, в следующем году Управление ФНС по Кемеровской области не досчитается и еще одного своего миллиардера.

Оригинал этого материала

Смотрите также:

Опубликовано — 23 августа 2015Распечатать

Комментарии:

Написать комментарий
Пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий: Гость