Авторизация

Закрыть

Восстановление пароля

Закрыть

Мухтар Аблязов (слева)

Мухтар Аблязов (слева)

Суд в Алматы вынес приговор по делу о предполагаемых хищениях средств БТА Банка. Судебный процесс проходил в отсутствие ключевого обвиняемого — живущего за рубежом бывшего председателя совета директоров этого банка Мухтара Аблязова, которого в итоге заочно приговорили к 20 годам тюрьмы. Двое бывших топ-менеджеров банка получили условные сроки, а бывший директор по кредитованию БТА Банка Кайрат Садыков приговорен к 15 годам тюрьмы.

Заочный приговор главному обвиняемому

20 лет лишения свободы с конфискацией имущества — такой приговор вынесен в Алматы оппозиционному политику и бывшему председателю совета директоров БТА Банка Мухтару Аблязову после трех месяцев разбирательства, в рамках которого его судили заочно. Живущего за границей Аблязова в рамках этого дела обвиняли в организации преступного сообщества и руководстве им, злоупотреблении полномочиями, крупных хищениях и незаконном использовании средств банка. Согласно приговору суда, Аблязов лишен права заниматься банковской деятельностью сроком на три года и обязан выплатить штраф в размере 300 МРП (месячных расчетных показателей), что составляет более 2100 долларов.

Бывший председатель правления БТА Банка Садуакас Мамеш, признавший обвинения, приговорен к пяти годам условно, бывший заместитель председателя правления Жаксылык Жаримбетов, тоже заявивший о признании вины, получил пять лет лишения свободы условно. Кайрата Садыкова, который работал в БТА Банке на позиции директора по кредитованию, суд приговорил к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Кайрат Садыков во время разбирательства отверг обвинения. Суд постановил взять Садыкова под стражу в зале суда. Все подсудимые, по приговору, лишены права заниматься банковской деятельностью на три года, а также должны выплатить штрафы — по 300 МРП.

Адвокат Садыкова Курушбек Танирбергенов после оглашения заявил, что считает приговор несправедливым, так как его подзащитный выступал лишь исполнителем приказов, которые были приняты его руководителями.

— С приговором полностью не согласен. Не было обращено должного внимания на обстоятельства, которые были представлены суду, о том, что Садыков был техническим исполнителем. Все протокола о выдаче кредитов были подписаны Жаримбетовым. Садыков к кредитам, которые были выданы тем или иным компаниям, отношения не имеет. Садыков, как подчиненный Жаримбетова, исполнял указания, — сказал адвокат, добавив, что намерен подать жалобу на приговор.

Садуакас Мамеш и его адвокаты после приговора быстро покинули здание суда. Жаксылык Жаримбетов на выходе из зала заседаний сказал, что доволен приговором.

Суд также постановил удовлетворить гражданский иск БТА Банка в полном объеме, взыскав с подсудимых в солидарном порядке «материальный ущерб» в сумме около 151 с половиной миллиарда тенге (около 485 миллионов долларов по текущему обменному курсу) и ущерб, причиненный банку в иностранной валюте, который в пересчете на тенге составляет почти три триллиона (более девяти с половиной миллиардов долларов). Суд также постановил взыскать с четырех подсудимых в доход государства многомиллиардные пошлины, предоставив им три месяца для «добровольного исполнения приговора в части гражданского иска».

Бывшие топ-менеджеры перед судом

Дело о хищениях средств из БТА Банка формально было начато в 2009 году, после национализации финансового института. На тот момент БТА Банк, согласно официальным данным, являлся крупнейшим в стране по размеру активов. Власти Казахстана тогда заявили о крупных махинациях в банке, незаконном выводе средств, многомиллионных кредитах под сомнительные проекты. После национализации этот банк пережил несколько реструктуризаций, часть его активов была передана Казкоммерцбанку (сейчас крупный акционер Казкоммерцбанка ведет переговоры о продаже контрольного пакета другому банку).

Ведущие менеджеры БТА Банка сразу после национализации в феврале 2009 года бежали за рубеж, в том числе Мухтар Аблязов, который, живя за рубежом, критиковал руководство Казахстана, обвиняя его в «рейдерском захвате» банка. Десятки других менеджеров БТА, которые остались в Казахстане либо были экстрадированы, оказались под следствием, позже были приговорены на двух процессах в 2009 и в 2012 годах к различным срокам.

Расследование в отношении Аблязова активизировалось в 2017 году, когда в Астану из-за рубежа прибыл Жаксылык Жаримбетов. Базирующаяся в Польше правозащитная группа «Открытый диалог» заявляла в начале года, что Жаримбетов был похищен казахскими спецслужбами в Турции и тайно вывезен в Казахстан. Однако сам Жаримбетов отверг версию похищения. Вскоре после возвращения на родину он дал пресс-конференцию, на которой заявил, что он добровольно попросил связать его с консульством Казахстана в Турции после задержания 17 января в стамбульском аэропорту по подозрению в использовании поддельных документов. По словам Жаримбетова, его доставили самолетом в Астану и через несколько дней пребывания в столичном СИЗО освободили под подписку о невыезде. Жаримбетов заявил, что давления на него никто не оказывал, то же он повторил в суде, указав, что Аблязов «использовал» его. Жаксылык Жаримбетов на процессе сказал, что считает себя бизнесменом, а не банкиром, и добавил, что не понимал масштабов и последствий происходившего тогда в банке.

Адвокат Жаримбетова Нурлан Устемиров, который в самом начале разбирательства просил суд прекратить уголовное преследование своего подзащитного, заявлял, что схема по выводу денег из банка была разработана Аблязовым, а менеджеры лишь исполняли его указания. «Вот пять человек делали, допустим, каждый свою часть, это не преступно. А если в целом посмотреть — это преступление. Это гений Аблязова», — сказал Устемиров.

Садуакас Мамеш в суде рассказывал, что самостоятельно уволился из БТА Банка в 2009 году и уехал на учебу в Сингапур за счет собственных средств. Он говорил, что по вызову следственных органов являлся на допросы и сотрудничал со следствием. В ходе процесса он заявил о признании обвинений в полном объеме.

Кайрат Садыков, покинувший Казахстан в 2009 году, заявлял, что считает свой отъезд «ошибкой». По словам его общественного защитника и сестры Салтанат Садыковой, Кайрат Садыков уехал в Бишкек, а затем в Украину, находясь «под влиянием, угрозами, шантажом Жаримбетова». Он вернулся в Алматы в 2016 году, предварительно уведомив власти Казахстана о своем возвращении и готовности сотрудничать со следователями и ответить на их вопросы. Сестра Садыкова утверждает, что ее брат был «техническим исполнителем» решений, принятых руководством БТА Банка, и не имел права подписания каких-либо договоров, соглашений и иных документов от имени банка.

"Равнодушие" Аблязова

Интересы Аблязова в суде в Алматы представляла назначенный государством адвокат Анжелика Ажигулова. Она, по сообщениям, не поддерживала контактов со своим подзащитным. После оглашения приговора она сообщила журналистам о намерении подать жалобу в апелляционную инстанцию.

Сам Аблязов заявил, что считает суд «фальшивым». В комментарии Азаттыку после оглашения приговора он сказал, что ему не интересны решения казахстанского суда.

— Я хотел бы посоветовать так называемому моему адвокату не тратить силы, потому что все равно никто этому решению суда не поверит. На Западе эти решения не действуют. Мне просто все равно, какие они решения примут. Потому что суд этот фальшивый, — сказал Аблязов в комментарии Азаттыку.

По версии Национального бюро по противодействию коррупции, сотрудники которого расследовали это дело, из БТА Банка «возглавляемое Аблязовым преступное сообщество» вывело более семи миллиардов долларов США.

В декабре прошлого года Государственный совет Франции признал дело Мухтара Аблязова политически мотивированным и отменил уже подписанное премьер-министром Мануэлем Вальсом решение об экстрадиции бывшего банкира в Россию и Украину, которые тоже обвиняют Аблязова в финансовых аферах.

После освобождения из французской тюрьмы, где он провел три года, Аблязов заявил о создании движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Движение с таким же названием уже существовало в начале 2000-х, оно было создано чиновниками и бизнесменами, среди которых был и Аблязов. Создавая новое движение, Аблязов провозгласил его целью «консолидацию всех здоровых сил в казахстанском обществе для проведения коренных демократических преобразований в стране», а также упразднение должности президента, установление парламентской республики с однопалатным парламентом и прямыми выборами, защиту прав человека, запрет на приватизацию земли.

Оригинал этого материала

Смотрите также:

Опубликовано — 08 июня 2017Распечатать

Комментарии:

Написать комментарий
Пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий: Гость