Мобильный сервис такси шпионит за пассажирами и отсеивает "контрольные" заказы полицейских и чиновников. Uber следил за властями, следившими за ним
Газета The New York Times (NYT) опубликовала расследование, в ходе которого выяснилось, что мобильный сервис такси годами обманывал власти различных стран, чтобы скрывать факт нарушения запретов местных властей на осуществление деятельности компании. Для этого руководство использовало специальное программное обеспечение, позволяющее выявлять сотрудников полиции и чиновников и отсеивать их заказы.
Мобильный сервис такси Uber оказался в эпицентре скандала. Журналисты NYT выяснили, что компания вот уже несколько лет обманывает власти, избегая проверок при помощи специального программного обеспечения. Речь идет о программе VTOS («Нарушение условий пользования сервисом»), которая была одобрена руководством компании еще в начале 2014 года с целью выявления тех, кто пытался навредить сервису.
Один из случаев работы этой программы был зафиксирован в конце 2014 года. Тогда офицер полиции попытался заказать машину Uber в Портленде, где сервис был признан незаконным. Когда полицейский вызвал такси, в приложении начали отображаться машины, расположенные поблизости и готовые принять этот заказ. Однако на самом деле все иконки машин были фейковыми, а сам заказ так и не был выполнен, и поймать водителя с поличным не удалось.
Дело в том, что компания научилась выслеживать сотрудников правопорядка и чиновников и отсеивать их заказы. Для этого компания прибегала и до сих пор прибегает к целому набору мер. Как только сервис начинает свою работу в каком-либо городе, его команда приступает к выполнению ряда превентивных мер, чтобы не оказаться пойманными. Так, например, сотрудники компании выделяли на карте особые зоны, где располагаются правительственные офисные здания и полицейские участки. Затем при помощи программы сервис отслеживал тех, кто часто открывал и закрывал приложение Uber в этих районах, что может служить косвенным указанием на то, что пользователь является сотрудником городских органов власти. Кроме того, компания отслеживает информацию о кредитных картах пользователей на предмет их возможной привязки к соответствующим учреждениям, собирает информацию о клиентах в социальных сетях и интернете и даже выслеживает в магазинах сотовой связи, кто покупает самые дешевые модели, так как агенты зачастую скупают с десяток мобильных устройств, для того чтобы заказать машину.
[ИА "РБК", 04.03.2017, "NYT сообщила об использовании Uber секретной программы для обмана властей": Сервис такси Uber на протяжении нескольких лет использовал систему Greyball, которая позволяет обманывать городские власти или сотрудников правоохранительных органов в странах, где услуги компании запрещены или ограничены. [...]
По данным издания, Uber использовал эту программу в Бостоне, Париже и Лас-Вегасе, а также в Австралии, Китае, Италии и Южной Корее. Greyball — это часть крупной системы VTOS (сокращенно от violation of terms of service — «нарушение условий оказания услуг»), которая, по мнению компании, помогает выявить людей, неправомерно пользующихся ее услугами. VTOS, как и Greyball, используется в основном за пределами США с 2014 года. [...]
Greyball собирает данные о пользователях, исходя из «геозон», где они находятся. Скажем, Uber проводит мониторинг территории вокруг правительственных учреждений в городах, где деятельность компании ограничена. Если человек часто использует приложение, то он, по мнению компании, связан с официальными лицами. Такой анализ позволяет сервису избегать или минимизировать вызовы от представителей властей или сотрудников правоохранительных органах.
Среди других методов, используемых компанией, — анализ информации кредитной карты. Компания изучает, не привязана ли она к определенной организации, которая может «навредить» деятельности сервиса по заказу такси.
Если человек, который находится в таком списке Uber, пытается заказать машину, приложение показывает ему, что все автомобили заняты. — Врезка К.ру]
Ко всем подобным практикам Uber прибегает во всех странах, где у компании есть проблемы с властями и водителями традиционных служб такси. «Эта программа отсеивает запросы от тех пользователей, кто нарушает наши условия пользования сервисом, будь то люди, пытающиеся нанести физический ущерб нашим водителям, конкуренты, стремящиеся помешать нашему бизнесу, или противники компании, вступившие в сговор с властями с целью поймать наших водителей при помощи подставных заказов»,— говорится в заявлении Uber. При этом о существовании подобной программы в компании знали более 50 человек, некоторые из которых высказывали сомнения в законности ее использования. Уже в пятницу член Демократической партии Нидерландов, где деятельность Uber частично запрещена, запросила Европарламент о проведении расследования в отношении американского сервиса.
***
Uber следит за местоположением пассажиров и после выхода из такси
Провожают до двери
Uber обвинили в слежке за клиентами. В США бывший сотрудник компании подал на нее в суд. Он утверждает, что агрегатор такси незаконно собирает данные о пассажирах. По его информации, слежка ведется за знаменитостями, политиками, собственными работниками и даже обычными пользователями. Следят ли сервисы такси за клиентами в России — выяснял Алексей Соколов.
В службе безопасности Uber Сэмюэль Уорд Спангенберг проработал 11 месяцев. За это время он успел хорошо узнать внутренний порядок: в своем иске к компании он отмечает возрастную дискриминацию и игнорирование очевидных проблем безопасности. Главное — Спангенберг обвинил Uber в слежке. Два года назад компания уже участвовала в подобном скандале, тогда в публикациях фигурировала функция под названием God View — "Божий взор" — возможность в реальном времени отслеживать всех пользователей сервиса. Тогда конфликт замяли: доступ к таким данным усложнили, а саму систему переименовали в Heaven View. Данные о клиентах действительно собираются, сообщила "Коммерсантъ FM" специалист пресс-службы Uber в России Евгения Шипова.
"Сотрудники Uber имеют доступ к определенным данным пользователей, но все без исключения подписывают определенные документы. Политика по сохранению данных пользователей строго ограничивает разглашение или использование этих данных в каких-либо интересах. Все данные о поездках сохраняются — это правильно. Сотрудники службы поддержки могут посмотреть ваши данные и информацию о ваших перемещениях, если это будет необходимо для того, чтобы вам оказать помощь или ответить на вопросы по поездкам", — рассказала Шипова.
По данным Спангенберга, вопрос незаконной слежки сейчас особенно актуален: накануне Uber начал собирать информацию о местоположении даже после окончания поездки — координаты отслеживаются еще пять минут после выхода из такси. В России работают около 2 тыс. такси-приложений, и все они так или иначе следят за пользователями, поделился независимый эксперт, представитель группы такси 20-17 Станислав Швагерус. "Не то что могут, они имеют эту возможность и ее на полную используют. Что такое Big Data? Это буквально вся информация о вас, о ваших передвижениях, переписке. Эта информация, я бы сказал, двойного, тройного назначения. У нас еще не так развито применение больших данных, но не думайте, что у нас нет таких возможностей — абсолютно идентичные. Вопрос сейчас стоит не в том, есть это или нет, а как это будет использоваться и как это будет контролировать государство", — уверен Швагерус.
Воспользоваться собранной о пользователе информацией может только сама компания: эти данные хорошо защищены, да и доступ к ней даже в Uber имеют только специальные сотрудники. Есть исключение: если клиентом службы такси заинтересуются правоохранительные органы, то даже защищенная информация законно попадет в руки силовиков. Об этом "Коммерсантъ FM" рассказал полковник милиции в отставке, профессиональный сыщик Сергей Авдеенко: "В тех случаях, когда правоохранительным органам необходимо знать что-либо о лице, то есть лицо находится в разработке, используются все возможные средства, в том числе провайдеры телефонии, сотовые, что угодно, любые средства хороши для того, чтобы негодяя призвать к ответу. При необходимости могут использовать и данные этих агрегаторов. С законом "Об оперативно-розыскной деятельности" это никак не расходится".
Пользователь современных смартфонов, гаджетов и сервисов не должен удивляться: информация о нем собирается самыми разнообразными способами, подчеркивают эксперты. Вопрос лишь в том, насколько хорошо она защищена и насколько законным будет ее последующее использование.
В иске к Uber упоминается еще одно нарушение. По словам бывшего сотрудника, компания перед государственными проверками намеренно уничтожала важные файлы. По официальным данным, ежедневно агрегатором пользуются 8 млн пассажиров. Общее количество пользователей — 40 миллионов в 60-ти странах мира.
Смотрите также:
- 2017/03/06Николая Глушкова заочно приговорили к 8 годам. Соратник Бориса Березовского должен вернуть "Аэрофлоту" $122 млн
- 2017/03/06Заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ Вячеслав Варчук арестован за взятку
- 2017/03/06Основатель корпорации-банкрота "Сантимир" Зинятулла Ситдиков осужден на 7 лет колонии за хищение 6 млрд руб. Деньги банков пропали в сельхозугодьях
- 2017/03/06Из дома главы департамента МЭР Алексея Грановского вынесли деньги и бриллианты на 16 млн
- 2017/03/06Дмитрия Кривицкого ввели в дорожное дело. Находящийся в международном розыске экс-сенатор заочно арестован за взятку в 15 млн руб.
- 2017/03/06Предправления Роберт Мусин арестован за хищение 3 млрд руб., "дыра" в капитале банка — 100 млрд руб. Активы Татфондбанка ушли банкротам
- 2017/03/07"Совет рынка" обыскали из-за жены Егора Гринкевича. Супруга экс-замдиректора департамента Минэнерго получала зарплату без явки на работу
Комментарии:
Написать комментарий